Суббота, 30.11.2024, 06:27
Портал Megabytes-x
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная История музыки и музыкальных инструментов - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
История музыки и музыкальных инструментов
sicДата: Среда, 24.12.2008, 12:06 | Сообщение # 1
Директор Портала
Группа: Администраторы
Сообщений: 51
Репутация: 0
Статус: Offline

За создание сайта
История возникновения нот

История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиватся в то время многоголосной музыки.

В период с VIII по XI век, начала использоватся так называемая невменная запись( Невмы - от греч. neuma - графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма не совершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала (правда, достаточно наглядно) направление развития мелодии.

Вот некоторые образцы невменных знаков:

Древнерусским эквивалентом невменного письма были "крюки" или "знамёна". Древнейшие памятники русского крюкового письма относятся к концу XI-начало XII века. Ниже приводятся некоторые образцы крюков (знамён):

Со временем в целях совершенствования невменного письма - для точной фиксации висоты звуков - к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона f, а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну - для тона c. Всё это на много облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца.

Откуда название нот?

Название музыкальных звуков основана на начальных слогах первых шести строчек средневекового ромско-католического гимна в честь св. Иоанна (легендарного покровителя певцов), сочиненного около 700-го года Павлом Диаконом:

Ut queant la xis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve poluti
La bii reatum, Sancte Johannes.

Звук си был добавлен позднее.

Подленную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский (ок. 995-1050 гг.). Он был выдающимся музыкантом своего врмени - учёным и педагогом. Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям f и c он добавил ещё две. Таким образом образовалась четырёхлинейная система. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникла так называемая хоральная нотация).Хоральная нотация - музыкальная нотация, в которой использовались пять нотных линий и ноты с квадратными головками. Эта система применялась для записи григорианского хорала. А в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность. Образец хорального письма:

Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков, что само по себе было выдающимся достижением того времени. Но ритмическая запись нот оставалась ещё несовершенной. Решение этой проблемы было найдено позже, в Западной Европе в конце XII-начале XIII века, когда была изобретена так называемая мензуральная нотация. Мензуральная нотация - система записи музыкальных звуков, применявшаяся в 13 — 16 веках. В отличие от более ранней хоральной нотации, позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В 13 веке для обозначения длительностей использовались знаки (в порядке убывания длительности): максима или дуплекс лонга (самая большая или двойная длинная), лонга (длинная), бревис (короткая), семибревис (полукороткая). В 14 веке были введены и более мелкие длительности: минима (самая малая) и семиминима. Особые знаки служили для обозначения пауз. Счётной единицей вначале была лонга, позднее бревис, с 14 века семибревис. Максима и минима всегда были двудольными, остальные ноты могли быть как двудольными, так и трёхдольными. Виды ритмического деления назывались мензурами; они обозначались специальными знаками в начале нотной строки. Позднее для обозначения больших длительностей были введены «светлые», белые знаки, тогда как семиминима и появившиеся позднее еще более мелкие длительности — фуза и семифуза — обозначались как «светлыми», так и «темными» знаками. Система знаков мензуральной нотации, полностью сложившаяся к 16 веку, составила основу современной нотации. В отличие от хоральной, она позволяла фиксировать не только высоту, но и относительную длительность звуков. В этот период была добавлена пятая линия к нотному стану. Во второй половине XVII века итальянским теоретиком Бонончини (1642-1678) неудобный для распевания слог ut (ут) был заменен на слог До. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024